Корзина
5 отзывов
АУТСТАФФИНГ: практика использования в Украине !

АУТСТАФФИНГ: практика использования в Украине !

АУТСТАФФИНГ: практика использования в Украине !
Аутстаффинг персонала. Много пишут об этом, но зачастую только о теории процесса. Наша статья о конкретной практике использования этого подхода в Украине, о том, какие типичные вопросы возникают и как их решают.

01.07.13

В этой, третьей статье об аутстаффинге, я решил рассказать о том, какие типы предприятий используют этот подход, с какими практическими вопросами сталкиваются и как это, на самом деле, работает в Украине. При этом, стоит сразу оговориться, что речь будет идти о практике предоставления аутстаффинговых услуг одним из предприятий нашей группы - ООО «Аутстаффер», а не о всех компаниях, которые предоставляют эту услугу. Данная статья основана на примерах более чем 50-ти контрактов с различными предприятиями Украины, работающими по договорам аутстаффинга уже около 3-х лет.

Для тех, кто впервые сталкивается с понятием аутстаффинга, напомню, что это процедура «выведения персонала за штат предприятия», которая позволяет сокращать затраты средств и времени при работе с наемным персоналом. В качестве примера могу сказать, что выводя даже 10 сотрудников на аутстаффинг можно добиться экономии около 37 200 грн. в год, не считая экономии Ваших затрат времени, что часто оценивается дороже приведенной суммы. Экономия возникает в основном за счет налоговой составляющей, а именно за счет НДФЛ и ЕСВ, также экономию дает отсутствие у Заказчика необходимости в дополнительном бухгалтере и кадровой службе.

Говоря более простым языком о том, что такое аутстаффинг – это когда персонал числится у компании «Аутстаффер», а работает у Вас.

Зачем выводить персонал за штат предприятия или частного предпринимателя? Цели могут быть различны, перечислю самые распространенные из них:

1. Вы, как клиент, можете оставаться в статусе «малого предприятия», при наличии работающего у Вас  персонала в количестве  более 500 человек;

2. Заказчик аутстаффинга уходит от рисков штрафов по персоналу, а также от необходимости общения с разного рода контролирующими органами, так как данные работники не являются его наёмными работниками и вопросы, связанные с указанным персоналом не уместны к Заказчику;

3. Вы избавляетесь от необходимости тратить время на процедуры оформления персонала, процесс приема и увольнения - значительно сокращается;

4.Ббухгалтерия Заказчика избавляется от больших затрат времени по отчету 1-ДФ, а также вам не нужно будет тратить массу времени на отчетность в Пенсионный Фонд;

5. Отпадает необходимость в ведении табельного учета рабочего времени и ряда другой кадровой документации;

6. Вы сможете оптимизировать штатное расписание + избежать возможных трудовых споров;

7. И, конечно же - оптимизировать затратную часть фонда оплаты труда (пример экономии приведен выше), сохранив оборотные средства.

Этим перечнем выгод - аутстаффинг не ограничивается. Есть и другие, о которых я расскажу дальше в этой статье.

Для лучшего понимания процесса аутстаффинга попробуем изобразить его схематично:

Об истории возникновения и о том, что аутстаффинг законная процедура мы уже писали в предыдущих статьях, поэтому здесь сосредоточимся на существующей практике в Украине.

Какие предприятия или предприниматели могут использовать аутстаффинг?

Аутстаффинг используется предприятиями любой формы собственности, кроме государственной. Да и сами посудите, какой государственный чиновник будет задумываться о сокращении затрат?

Среди клиентов чаще всего встречаются частные предприниматели (их просто большее количество в бизнесе и они быстрее могут принимать решения за счёт того, что частный предприниматель в одном лице и директор и орган управления и собственник бизнеса), а также различные предприятия - юридические лица. При этом, форма налогообложения, на которой находится Заказчик – значения не имеет. Этот способ работы выгоден всем. Однако, следует отметить тот факт, что предприятия, которые используют общую систему налогообложения могут извлечь из этого проекта дополнительные выгоды. В частности, они абсолютно законно относят оплату услуг аутстаффинга на затраты и тем самым уменьшают (любой бухгалтер подтвердит, что это абсолютно законно) размер уплачиваемого налога на прибыль. Кроме того, следует помнить, что при работе с аутстаффингом, такие предприятия могут платить своим сотрудникам полную сумму заработной платы официально, а не минимальную зарплату, как это они делают сейчас. Что и позволяет официально увеличить затратную часть, уменьшив налог на прибыль, если это необходимо.

В каких сферах бизнеса используется аутстаффинг?

Наиболее часто аутстаффинг используется:

  • в кафе, барах, ресторанах и всех других предприятиях общественного питания,   занимаемые должности – официант, бармен, уборщица, посудомойщица, администратор и др.;
  • в магазинах, особенно в сетях магазинов, торгующих любыми товарами, занимаемые должности – продавец, администратор, грузчик, кладовщик и др;
  • на различных производственных предприятиях, занимаемые должности – токарь, слесарь, наладчик, пекарь, сборщик мебели, электрик, грузчик, а также по другим всевозможным специальностям;
  • в компаниях дистрибьюторах занимаемые должности – торговый, офисный и административный персонал, складской персонал, персонал доставки;
  • в сельском хозяйстве по большинству должностей;
  • в гостиницах, пансионатах, санаториях, занимаемые должности – администратор, горничная, повар, администратор, уборщица и др.;
  • в клининговых компаниях, спортивных комплексах и фитнес-центрах, химчистках и мастерских и многих других, где есть наемный персонал.

В каких же сферах бизнеса в Украине нельзя его использовать или есть ограничения по использованию аутстаффинга? Такие сферы есть, это – охранный бизнес и фармацевтика, т.е. те, в которых выдается лицензия, и лицензионные условия требуют наличия в штате Заказчика наёмных работников с определёнными навыками. Остальной персонал таких Заказчиков смело может привлекаться на условиях аутстаффинга. В 2011 году Министерство регионального развития и строительства Украины опубликовало письмо № 23-13/1052/0/6-11 от 08.02.2011 р., в котором не рекомендует использовать аутстаффинг в капитальном строительстве, так как законодательно не урегулирован его механизм. Но это, правда, было уже 2 года назад, за это время вышли новые документы, описывающие выведение персонала за штат, например Закон о занятости населения. Да и само письмо имеет всего лишь рекомендательный характер.

Вывод: в большинстве сфер бизнеса, где используется наемный персонал возможно законное использование аутстаффинга.

Как оформляются взаимоотношения с аутстаффинговой компанией?

Между Заказчиком и Аутстаффером заключается договор предоставления услуг. В нем указывается перечень должностей, количество персонала и стоимость услуг. Работник пишет заявление о приеме на работу в компанию Аутстаффер. Эта компания выплачивает вознаграждение работникам и берет на себя все вопросы по налогообложению и документальному оформлению взаимоотношений с таким сотрудником.

В период с 1-го по 5-ое число месяца, следующего за отчетным, Аутстаффер предоставляет документы о выполненных работах (Акты) и документы об оплате услуг в зависимости от типа расчетов, а Заказчик оплачивает эти услуги.

Кто находит работника – заказчик или Аутстафер? Персонал подбирается по договоренности. Ведь, даже если Заказчик обращается в агентство по подбору персонала, он не перестает сам искать, правда? Так эффективней, быстрее и проще найти персонал. Зачастую, аутстаффинговые услуги – это услуги по оформлению персонала. Однако, в ряде регионов Украины, по ряду профессий наша компания, например, имеет рекрутинговое подразделение и благодаря этому обеспечивает и подбор персонала.

Как решается вопрос с социальной защищенностью персонала при аутстаффинге?

Здесь есть несколько под-вопросов: как быть с пенсией?; как быть если сотрудник заболел?; и что делать если сотрудница готовится выйти в декретный отпуск? Давайте по порядку.

Так как большинство наших работодателей оформляет сотрудников на минимальную зарплату, то даже если такой сотрудник сможет накопить официальный трудовой стаж 30-35 лет (в зависимости от пола), то он сможет получить примерно 80% от минимальной пенсии (таков пенсионный калькулятор). На уровень минимальной пенсии сотрудник сможет выйти за счет социальной доплаты. При аутстаффинге, сотрудники смогут получать социальную пенсию + такие же социальные доплаты, которые позволят выйти на уровень около 80% от минимальной пенсии. Так что особой разницы нет. Кроме того, используя аутстаффинг, некоторые клиенты компании «Аутстаффер» оформляют своему персоналу полисы накопительного страхования жизни. Это позволяет создать гораздо более высокий уровень пенсионной и социальной защищенности сотрудников, чем с помощью государственного пенсионного фонда. Наша компания является официальным партнером крупнейшей европейской брокерской компании «Брокер Сервис Групп» и мы предоставляем своим клиентам возможность приобрести полисы для себя и своего персонала от лидеров мирового рынка этих услуг – компании «Мет Лайф Алико» и «АЕГОН».

Если сотрудник заболеет на короткий промежуток времени – до пяти рабочих дней, то, что при обычном оформлении, что при аутстаффинге ситуация одинакова – затраты несет работодатель. Если же сотрудник болеет продолжительный период времени, есть целесообразность оформить такому персоналу медицинскую страховку. И поверьте, это гораздо эффективней любой компенсации из любого государственного фонда.

Вернёмся к случаю с декретным отпуском сотрудницы. Здесь есть только два варианта для работодателя – или оформлять сотрудницу в штат обычным способом по трудовому договору (например) или страховать по беременности и родам. И тогда вопрос с выплатой декретных решается.

Как на практике решается вопрос с подменой работника на время болезни? Как организуется вопрос ухода работников в отпуск?

Аутстаффинговая компания обеспечивает подбор и оформление персонала. Все остальные вопросы решаются так, как если бы сотрудник был непосредственно в штате Заказчика. Аутстаффер только транслирует эти условия на персонал, по крайней мере в случае работы с нашей компанией. То есть, затраты по больничным несет Заказчик. Подмена сотрудника обеспечивается внутренними резервами Заказчика или с помощью Аустаффера (по согласованию). Уход в отпуск производится на основании правил, принятых на предприятии Заказчика. При этом, повторюсь, услуга «аутстаффинга» достаточно гибкая, и ее можно трансформировать под желание Заказчика. Поэтому, то что описано выше – это обычная практика нашей компании, НО, может быть и иначе.

Как решается вопрос с материальной ответственностью персонала при аутстаффинге?

Данный вопрос особенно интересует владельцев магазинов и дистрибьюторских компаний. Это важно для них, потому что их персонал (торговые представители, экспедиторы, продавцы) имеет дело с материальными ценностями.

В нашем случае, компания «Аутстаффер» использует специально разработанный тройственный договор полной материальной ответственности. Этот договор позволяет построить более жесткие отношения с работниками. То есть, на основании этого договора с сотрудника можно взыскать всю сумму ущерба сразу после получения решения суда. Для сравнения, по обычному договору материальной ответственности, при обычном оформлении трудовых отношений, с наемного работника работодатель сможет получать ежемесячную компенсацию ущерба в размере не более 20% от его официальной заработной платы. А если учесть, что обычно работодатели оформляют сотрудника на минимальную зарплату, то можете сами подсчитать, сколько лет будет компенсироваться сумма даже в размере 2000 грн.

Как решается вопрос, если работник недобросовестный, плохо справляется со своими обязанностями, прогуливает, опаздывает и т. п.?

Этот вопрос несколько пересекается с предыдущим. То есть сотрудник может нанести ущерб своими действиями – об этом в предыдущем пункте, а может нанести ущерб бездействием – об этом расскажу. В таком случае Заказчик уведомляет о негативном поведении сотрудника и Аутстаффер предоставляет замену. Разумеется, что если это происходит систематически, то Аутстаффер проверяет ситуацию и тогда решается вопрос с Заказчиком на другом уровне. Возможно проблема связана с руководителем Заказчика, который не может наладить отношений с персоналом или что-то подобное. Итого, при таком поведении сотрудника, чаще всего он увольняется из штата Аутстаффинговой компании, что сделать несколько проще, чем если бы этот сотрудник имел бы оформленные трудовые отношения с Заказчиком. 

Какие документы должны быть при себе у работника предоставленного по аутстаффингу в случае фактической проверки налоговой службой или инспекцией по труду?

Давайте так, а какие документы должен иметь при себе сотрудник любой украинской компании, рабюотающей в форме ООО? Ответ – никаких. Согласитесь, практически никто на работу с собой паспорта или другие документы не носит. Для предпринимателей и не только, в основном тех Заказчиков, которые используют аутстаффинг для своих магазинов, баров и подобных торговых точек, мы предоставляем АКТ направления персонала в котором указываем Ф.И.О. сотрудника, который направлен в эту точку. Если у проверяющих возникают вопросы по персоналу, то они направляют их к Аутстаффинговой компании, а не нашему Заказчику.

Подведём итог: при работе с использованием аутстаффинга – доходность бизнеса и защищенность работодателя значительно выше.

Вот и все основные вопросы практического применения аутстаффига в Украине. Если  Вы хотите узнать как использовать эту услугу непосредственно на вашем предприятии, Вы всегда можете связаться с нами в рабочие дни по телефону 050 312-96-47, либо написать нам запрос – training_group@mail.ru

Юрий Мельничук,
директор компании
«Тренинг Групп» 

Источник: Компания "Аутстаффер", Юрий Мельничук, г.Херсон

Предыдущие статьи